Основные навыки годовалого ребенка.
Начало
- Следит глазами за источником света (когда начинает видеть)
- Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами (когда начинает слышать)
- Улыбается маме (первая улыбка малыша маме)
- Держит головку (когда ребенок начинает самостоятельно держать головку)
- Переворачиваться со спины на животик и обратно
- Тянет руки к игрушкам
- Сидеть (самостоятельно начинает сидеть)
- Агукает (когда начинает агукать и гулить)
Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:
- Уверенно стоять без поддержки.
- Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить).
- Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать).
- Ползать по лестнице вверх и вниз.
- Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
- Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
- Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.
Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:
- Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
- Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
- Составлять «башню» из кубиков.
- Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
- Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
- Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
- Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
- Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
- Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
- Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.
Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:
- Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
- Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
- Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
- Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
- Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
- Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
- Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
- Подражать мимике взрослого.
- Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого.
- Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
- Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.
Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:
- Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
- Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
- Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
- Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
- Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
- Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
- Понимать слово «нельзя».
- Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
- Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
- Знает и реагирует на свое имя
К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:
- что умеет ребенок в годОткусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья.
- Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки).
- Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками).
- Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем.
- Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство.
- Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.
А вообще, все дети разные и индивидуальные!Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.
Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.
|